китайская Вселенная - идут китайские пионеры - летят китайские самолеты - цветут китайские леса...
Вздымаются ракеты! Бороздят небеса спутники! Скоро первый человек полетит на Луну...
Пу-эр.
город, откуда, судя по названию, родом тот самый чай.
где мы, вновь невидимки, сидим на парадной главной площади, среди подсвеченных фонтанов и темных статуй - и пытаемся выяснить, где тут автостанция и как нам из него завтра выбираться...
храбрый ребенок подходит к нам, засунув палец в рот, рассмотреть поближе - к нему бежит мама и хватает за руку, спасать, чтоб не подцепил чего привиденческого - удобный повод заловить маму и показать ей картинку с автобусом...
. . .
на автовокзале, долго разглядывая длинные иероглифические таблички - а потом, умаявшись, сунув карту в окошко кассы - мы узнаем всю правду про завтрашние автобусы.
и идем искать дешевый ночлег.
. . .
в Китае, в самые дешевые гостиницы иностранцев пускать бояться, опасаясь КГБ (верней, PSB - Public Security Bureau; совсем верней - как-то там еще по-китайски). А дешевые они очень - от 20 рублей по-нашему. Одна беда - подойдя к гостинице (определяется интуицией, вывесок латиницей нет, иероглифы - разные) поободранней и поплоше, ничего не добьешься. Чаще всего сидящее за стойкой китайское существо начинает истерично махать руками - пошли вон отсюда, вас нам не надо. Или, взяв паспорта в руки, с удивлением их рассматривает, пытается скопировать странные закорючки - а потом вышвыривает их назад с твердым "мейо" (нельзя). Или начинает звонить в PSB, докладывая о проникновении иностранных дьяволов и выясняя, разрешено ли это. Или пишет на листочке несколько иероглифических строчек и показывают их - ну, теперь тебе понятно, чурка круглоглазая? (А.Кротов приписывал в таких случаях внизу по-русски "НЕ ПОНИМАЮ" и протягивал назад - жаль, я не додумался). Или просто уходит в заднюю комнату, откуда выцарапать его совершенно невозможно. Приходится применять гипнотические способности - чаще всего безуспешно, потому что как в призраков, так и в ихний гипноз китаец не верит.
когда же, все-таки, проникнуть внутрь удается, то там обнаруживаются - закопченные шелушащиеся стены, грязное белье, на которое сразу лучше кидать свой спальник поверх, но, обязательно - телевизор. Без телевизора в Китае никак - как же иначе ознакомить граждане с партийной линией?
китайский телевизор... путешествие в удивительный мешаный мир - заседания с мордоворатами в президиуме под красными транспарантами, единообразно сидящие шеренги товарищей в одинаковых костюмах, дисциплинированно хлопающих когда надо - прерываемые рекламой джипов, лосьонов, мобильных телефонов, DVD-плейеров и курсов английского языка (кто, интересно, посещает эти курсы - и куда они все подевались?), зазывающими воплями юношей и девушек с модно вздыбленными волосами, под западную музыку и прочие коммерческие звуки; сериал - китайское "Белое солнце пустыни" про борьбу хороших китайцев во френчах и фуражках с красной звездой против плохих уйгурских басмачей (самый плохой в брюках-дудочкой, буржуазной шляпе и при козлячьей бородке) - производственная драма про комсомолку на заводе - подростковый фильм про любовь на дискотеке - новости про строящиеся электростанции - рок-концерт с по-восьмидесятому лохматыми звездами в блестящих одежках - интересно...
* * *
найдя наконец подходящий гадюшник (приятный выходом на крышу в конце коридора - и я сразу же пытаюсь на нее выбраться, но спугиваю моющихся почему-то там двух китаянок), мы оставляем рюкзаки и идем гулять.
в сумерках городок очень приятен, симпатичной советскостью, не блочно-многоэтажной, а такой, как в Петербурге, чьи доходные дома, конечно, совсем обветшали, но, благодаря столетнему отсутствию ремонта, стали... такими... одушевленными, что ли.
(да и пятиэтажки советские иногда приятны взгляду - своими захваченными в полное владение дворами - старыми голубятнями, построенными мальчишками пятидесятых, не позабывших свою страстишку (табличка "Печенкин А.И., всероссийское общество голубеводов") - смешными надписями на покоцаных трансформаторных будках - безобидно зловредными бабусями на скамейках, зловеще пожевывающими беззубыми челюстями - ну и так далее...)
так и здесь.
и, проходя мимо закопченных фасадов с несимметричными узкими торцами - глухими, безоконными, с вывешенным бельем и свалкой коробок-велосипедов-газовых-плит на балконах, забредая в узкие проходные дворы, сидя на сколотом поребрике (конечно же) мостовой и глядя на мужичков с пивом в тускло освещенной забегаловке, и какую-то длинную балконистую общагу - сдержанность красок, благородство разрушения - Питер мы вспоминали часто.
такой Питер, поприземистей, с присобаченными иногда островерхими крышами и задником из лесистых гор...
ну, ладно.
проснувшись рано, чтобы успеть на автобус, и заварив чаю (бесплатный кипяток в чайном Китае есть везде), я выхожу с кружкой и сигаретой на крышу и присаживаюсь на металлические ступени ржавой пожарной лестницы.
утренние птицы...
с соседнего балкона почему-то валит пар...
городок в утренней дымке почти безлюден, нежный восходный свет истребил петербуржское, оставив тихий странный город где-то на Юге...
до Дали осталось всего четыреста километров - наверное, сегодня -доберемся.