Грузия, Ликани, Тбилиси
Грузия началась с визового окошка в посольстве, с информацией:
"Лицам, неважительно отзывающимся о республике Грузия, будет отказано в выдаче виз"
Видимо, неуважительно о республике Грузия высказывались.
Полетел я туда всего на четыре дня, на конференцию по миротворчеству в Ликани . Когда меня попросили туда съездить (заменить несмогшего "миротворца" из Nonviolence International, для которых я иногда работаю), я вначале даже разозлился. Ведь в Грузию, это получается как? Самолет из Москвы, час в Тбилиси, потом машина до Боржоми, и - сидеть с 9-ти до 19-ти с занудными болтунами, тоскливо смотреть в окно на горы, а по пути назад - три часа в Тбилиси, опять самолет - и домой. А че, типа всем наплевать, что именно в Грузию (и еще - в Армению) я всегда хотел попасть?!? . И чтоб в горную долинку с пьяным названием Киндзмараули там, или Аджалеши, и закорешиться с какими-нибудь деревенскими дедами - короче, чтоб было похоже на черно-белую грузинскую короткометражку семидесятых годов? Типа всем по фигу, ага?!?
А потом догадался, что вообще обнаглел...
Грузинская виза выглядит круче шенгенской - и голограмма там, и всякие водяные знаки. "Маленькая, но очень гордая страна", подумал я про себя (вслух побоялся, а то вдруг это посчитают неуважением?)
* * *
На выходе с самолета меня качнуло волной теплого воздуха. Воздуха, который пахнет! Из московских минус восьми в тбилисские плюс тринадцать! Из стерильности русской зимы - в запах сухих трав, сосновых иголок и чего-то непонятного...
Дорога из аэропорта уставлена рекламными щитами. По-грузински и по-английски. За щитами - разваливающиеся заборы и облупленные многоэтажки. Ни пятнышка снега...
Тбилиси. Горы (полгода мои глаза видели только плоское), среди гор - коричневый город с коническими башнями церквей (православных, но византийских, без русских "луковиц"). Вдоль дороги - ряды киосков с чем-то пестрым и турецко-китайским.
Но увидеть ничего толком я не успел. Двадцать минут в офисе с разномастными кавказцами (армяне, грузины, азербайджанцы) и белокурым, очень невинно на носатом и усатом фоне выглядящим голландцем; нас сажают в микроавтобус и везут два часа в сторону Турции. Сидящий рядом грузин пытается беседовать про Путина. Дорожный указатель - Мцхета.
Горы.
В темноте мы приезжаем в Боржоми. Тающий снег. Тишина. И часть ее - громкое журчание горной реки. Ничего не видно.
* * *
Ликани, окраина Боржоми. Когда в девятнадцатом веке тут нашли источники минеральных вод, этим местом заинтересовалась императорская семья, и построила здесь что-то вроде дачи. Ставшей позже дачей Сталина. Здесь и происходила конференция. В пансионате было холодно (топлива в Грузии мало). Электричество горело в полнакала, набрасывая на темноту желтоватые сумерки. Электричество включили из-за нас - обычно оно включается раза два в день, на пару часов. Во время банкета (с грузинскими тостами) я тихонечко сбежал, прихватив со стола бутылку вина, закутался в одеяло и устроился на балконе, сидеть. Речка шумела громко. В сгустке темноты напротив угадывалась гора. Света нигде не было.
Утром, открыв глаза, я увидел прямо против окна горный склон - темно-зеленый хвойный лес со снежными прожилками.
|
* * *
Обычно такие конференции выглядят так - много людей, которым хочется поговорить (без особого толку: ради самого процесса). Приезжий иностранец сообщает: "Эта программа так хорошо сработала в Бангладеш, почему вы не хотите взять ее за основу... ?" Надо: сделать так, чтобы иностранец (вернее, его фонд) дал денег на то, что по-настоящему нужно у нас, и при этом его не обидеть. Иностранец удивляется, но предлагает: "А вот еще одна идея - она отлично сработала в Африке..."
Но днем - перерыв на обед, и есть немножко времени пройтись, тем более что далеко идти не надо.
В нескольких шагах - царский парк, заснеженный Юг... |
От царских же времен остались и такие вот каменные резные стулья, фонтаны, колонны и памятник с двумя бьющимися орлами. Орлов я снимать не стал, подумал: ну, это уж слишком :-) На стуле долгое время сидел фотографический абрек в каракулевой папахе и с "Зенитом" на коленях - видимо, прослышавший, что в Ликани появились приезжие. Пришлось ждать, пока уйдет. Неподалеку , в старинной беседке, бил фонтанчик горячего боржома. |