Джоплин Дженис (р. 19 января 1943, Порт-Артур, Техас - 4 октября 1970) - американская соул- певица. Прославилась и как блюзовая певица. В детстве увлеклась блюзовой музыкой, слушая пластинки Бесси Смит и Лидбелли. Училась в Техасском университете, который довольно быстро покинула. В середине 60-х годов Джоплин приехала в Сан-Франциско (<Мекка> движения хиппи), где стала вокалисткой группы BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY. Группа выступала в составе: Сэм Эндрю (Sam Andrew; гитара), Джеймс Герли (James Gurley; гитара), Пит Албин (Pete Albin; бас) и Дэвид Гец (David Getz; ударные). Летом 1966 группа BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY прошла прослушивание в чикагской компании Mainstream, президент которой Боб Шад (Bob Shad) предложил группе играть в клубах Чикаго. Выступления нельзя было назвать особо удачными: по окончании месячного ангажемента у музыкантов даже не было денег на возвращение в Сан-Франциско. Контракт с фирмой предусматривал и запись альбома, который был записан за два вечера в Чикаго и два дня в Лос-Анджелесе. В течение нескольких месяцев записи лежали <на полке> и были выпущены лишь в конце года. Особой популярности или денег группе они не принесли.
Но вот летом 1967 года грянул легендарный Монтерей - первый в истории рок-музыки фестиваль, на который собралось 60 тысяч зрителей (и 1100 представителей масс-медиа). Имена участников вызовут зависть у любого меломана-<шестидесятника> - JEFFERSON AIRPLANE, BYRDS, MAMAS AND PAPAS, SIMON & GARFUNKEL, CANNED HEAT, Отис Реддинг (Otis Redding), ANIMALS, Джими Хендрикс, GRATEFUL DEAD. Английские гиганты BEATLES и ROLLING STONES не почтили своим вниманием мероприятие в Монтерее (хотя гитарист <роллингов> Брайен Джонс и присутствовал в качестве зрителя) - в их отсутствие на сцене безобразничали, сокрушая аппаратуру, WHO. Именно Монтерей открыл широкой публике и вышеупомянутый английский квартет, до этого мало известный в США, и Хендрикса, потрясшего зрителей неприкрытым насилием над гитарой. Выступление хриплоголосой и более чем раскованной Дженис тоже не прошло незамеченным.
Среди присутствующих было немало влиятельных в музыкальном бизнесе персон, и в их числе известный менеджер Альберт Гроссман (Albert Grossman) (одним из артистов которого был Боб Дилан) и президент гиганта звукозаписывающей индустрии - концерна CBS - Клив Девис (Сlive Davis). Гроссман решил взять под свою опеку BIG BROTHER и, в свою очередь, убедил Девиса истратить 250 тысяч долларов на то, чтобы выкупить Джоплин и ее группу у компании Mainstream. В 1968 музыканты записывают диск Cheap Thrills, который расходится миллионным тиражом. Успех диска подсказал певице начать сольную карьеру. И началось покорение Америки. Ее взвинченный, доходящий порой до визга, а порой падающий до всхлипываний вокал, пожалуй, не имел аналогов в популярной музыке конца 60-х годов. Слушая блюзы в исполнении Дженис Джоплин, зритель забывал, что перед ним белая певица. Джоплин записывает диск I Got Dem Ol Kozmic Blues Again (1969), в том же году выступает на Вудстокском фестивале, гастролирует с новым ансамблем KOZMIC BLUES BAND и начинает в Лос-Анджелесе работу над новой долгоиграющей пластинкой.
4 октября 1970 Дженис должна была встретить в аэропорту своего жениха, но в назначенный срок не приехала. Гастрольный менеджер певицы Джон Кук (Jon Cooke) начал поиски. На автостоянке голливудского мотеля <Лэндмарк>, где она остановилась накануне, Кук обнаружил ее автомобиль, а Дженис лежала в своем номере на ковре лицом вниз. Она умерла от передозировки героина.
Посмертным хитом певицы стала композиция певца кантри Криса Кристоферсона (Kris Kristofferson, более известен нам как исполнитель главных ролей в фильмах <Конвой>, <Вспышка>, <Тысячелетие>). Одна из композиций диска носила название Buried Alive In Blues (<Заживо похороненная в блюзе>). После смерти Дженис Джоплин были написаны книги о ней, сняты документальный фильм Janis (1974) и художественный <Роза> (режиссер Марк Райделл (Mark Rydell, 1979). Главную роль сыграла известная американская певица Бетт Мидлер (Bette Midler).