Про Камбоджу, красных кхмеров и товарища Пол Пота .

Раньше Камбоджа называлась Ангкор. Как-то Ангкор успешно повоевал с соседями и стал империей. Позже, соседям надоело, они освободились, а потом и вообще Ангкор разрушили, выгнали его жителей, и оставили останки зарастать джунглями – создав таким образом для будущей Камбоджи статью дохода «туризм». После чего, страна кхмеров провела много веков в упадке –

пока не пришли французы и не забрали себе бестолковое государство. Которому это пошло на пользу – французы построили дороги, красивые дома со ставнями и запретили воевать.

еще французы стремились привить местному населению европейское образование. И группа юношей из семей кхмерской элиты была отправлена в Париж, учиться…

а в Париже в те года было весело и занимательно – много молодых людей явно непролетарского происхождения очень любили порассуждать о пролетарской революции. В моде были произведения Мао Цзе Дуна, и вообще стильно было спорить кто круче – Сталин или Мао, и как после пролетарской революции стоит поступить с оставшимися буржуазными элементами.

к счастью для Франции, красивая студенческая революция 1968 кончилась тем, что революционерам сильно надавали полицейскими дубинками, и потому с буржуазными элементами не поступили никак - зато молодым кхмерам, вернувшимся с французской учебы домой, повезло больше. Среди них выделился энергичностью товарищ Салот Сар, или Пол Пот (сокращенно от французского politique potentiel – «могучий политик»)

когда ушли французы - стало плохо. Потихонечку начали драться между собою кхмеры проамериканского толка, кхмеры красные и просто немножко странные – типа короля Сианука, отрекшегося от престола с желанием строить кхмерский «буддийский социализм».

а еще в это время шла вьетнамская война, и американцы, чтобы убить побольше вьетнамцев, бомбили не только Вьетнам, но и соседние страны, откуда вьетконговцы получали помощь – Лаос и Камбоджу. Причем официально вроде никто им войны не объявлял. Что не спасло от ковровых бомбардировок с перекрашенных для маскировки самолетов и массовой гибели людей (и вьетнамцев, и лаосцев с кхмерами). Все это, конечно, добавило популярности американцам. И, когда тех выгнали, наконец, из Вьетнама - Юго-Восточная Азия враз покраснела.

Захватив Пном-пень (1975), Полпот с друзьями начали энергичные революционные преобразования. Одним из первых законов было уменьшение всех цен в сто раз. А, когда магазины были таким образом очищены от товаров – отменили и деньги вообще. И эффектно взорвали Центральный Банк.

наконец-то группа молодых марксистов с фантазией получила возможность последовательно применить марксизм к целой стране!

правда, марксизм был непривычный – средоточием буржуазного зла объявлялись города, откуда исходят торговля и прочая частная собственность; двигателем этого зла является образованный класс, который прививает молодежи ложные ценности посредством образования, грамотности и книг.

… первым был разогнан Пном-пень. Из полутора миллионов населения осталось около 50 тысяч, остальные были уничтожены или выселены в деревню, в коммуны. С остальными городами произошло то же самое. Интересно они наверное выглядели, пустые медленно разрушающиеся города…

потом началось уничтожение врагов. Врагами были все, кто сотрудничал с прежней буржуазной властью и был носителем буржуазных идей – ну, типа, работал на почте, печати шлепал на посылки (да еще и, пади, грамотный) – в трудовую коммуну, на перевоспитание. В коммунах перевоспитываемые в основном умирали.

безусловному уничтожению подлежали: учителя, люди в очках (это не шутка, так было), образованные, торговцы, владеющие иностранными языками, особенно французским (посмеивались, наверное, во Франции над низкорослым, темнолицым и говорящим со смешным акцентом, кхмерским студентиком Салотом Саром… дразнили сильно). Все китайцы и вьетнамцы (торгуют много, да и вообще нефиг им тут делать). Вообще, национальные меньшинства. Буддийские (и прочие) монахи и священнослужители.

Причем такого транжирства боеприпаса как расстрелы не допускалось. Врагов обычно забивали мотыгами по голове, давили асфальтовыми катками, либо протыкали им тела бамбуковыми палками. И напротыкали таким образом, по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 населения страны.

для осуществления подобных массовых действий больше всего подходили дети, с их отсутствием понятий «хорошо-плохо» и любопытством к чужим страданиям… В армию «красных кхмеров» мобилизовали с 12 лет, средний ее возраст был – 16-18, в основном, это были деревенские дети, оставшиеся после американских бомбежек без родителей. Очень психологически понятно, кстати, веселое возбуждение детей, тыкающих бамбуковыми палками старую, очкастую училку кхмерского, которая недавно так надоедала своим чистописанием, а вот теперь орет при каждом тычке и боится. Еще весело резать китайских торговцев и отбирать у них всякие полезные штуки. А уж взрослая форма и настоящий автомат… Круууууто! … В общем, дети работали с увлечением.

Поначалу в Москве обрадовались появлению очередной братской республики, и, конечно, стоило бы Пол Поту объявить о просоветской ориентации, то такие мелочи, как геноцид простились бы. Но красные кхмеры на СССР подчеркнуто не обращали внимания… Хотя советское посольство было одним из немногих, не эвакуированных из Пном-пеня, в расчете на коммунистическую солидарность… Через несколько дней красные вспомнили и про советское посольство – и вывезли всех дипломатов расстреливать. Подержав их под прицелом у стены (в духе оказии с писателем Достоевским, значительно испортившей тому психику), сразу их убивать не стали, но заперли в сарай, и в последствии выводили на расстрел еще несколько раз. Из Москвы доносилось бормотание: «Ну, это как же, товарищи, получается, ну, это же совсем не по пролетарски, как бы поточнее выразиться…». В конце концов дипломатов вывезли в Таиланд, и сказали, чтоб больше не приезжали.

еще несколько интересных нововведений красных кхмеров: запрещены грамотность, иностранные языки, книги, доктора, больницы и лекарства (трудовой народ не болеет, а только – буржуазия), женщинам надлежало иметь короткую стрижку, не носить украшений и косметики, да и вообще без вопросов сексуально обслуживать того, кого укажет партия.

удивительны и (грандиозностью и полной бессмысленностью) всякие экономические проекты красных: когда наступил закономерный голод, они принялись строить всякие сооружения на Меконге - ирригационную систему, от которой вся Камбоджа должна была расцвести. Угробив, конечно, много согнанных на стройки людей и врагов – ну, этого добра было не жалко, к тому времени, поскольку литературный язык был отменен («мать» и «отец» например должны были называться как-то вроде: «мамка» и «пахан»), люди именовались просто – Инструменты. С ирригационной системой ничего не вышло, но остались много насыпанных холмов и туннелей непонятного назначения, куда теперь водят туристов.

все это длилось три года. В Камбодже стало голодно, и уже не так весело как поначалу – поэтому, для развлечения и сплочения рядов, решено было немного повоевать. Несколько раз красные ходили в набег на Вьетнам, и, вообще, обещали с ним крепко разобраться. Однажды даже перешли границу и, в воспитательных целях, перерезали поселок в три тысячи населения. Что было неразумно: за несколько десятилетий непрерывных войн (с французами и американцами) вьетнамцы воевать научились хорошо. После вьетнамской танковой атаки на Пном-пень, Пол Пот с товарищами побежали на запад, в джунгли около тайской границы, откуда и пропартизанили еще около 20 лет… Интересно, что США, оплот демократии и прав человека, выразили возмущение свержением законного правительства Камбоджи вьетнамскими интервентами – марионетками СССР!

вьетнамцев, действительно, исторически недолюбливали (ну, соседи), но, после трех лет правления своего Пол Пота, встретили с облегчением. Одряхлевший, вялый коммунизм советско-вьетнамского образца по сравнению с энергичностью пол-потовских подростков казался райским жизнеустройством.

всем, кроме детей, которым товарищ Пол Пот подарил счастливое детство. Без преувеличения – кому еще удалось в подростковые года поиграть со взрослыми так бурно и весело – и, самое главное, все было по-настоящему. В пришедшей другой жизни так интересно уже стать не могло. Только этим, наверное, можно объяснить долгую и упорную партизанскую войну на западе страны до конца 1990-х – пока дети не повзрослели, и не поняли, что на проданные в Таиланд сапфиры лучше накупить себе джипов и коттеджей, чем оружия…

… в восьмидесятые в Камбодже, с помощью вьетнамцев и русских, кое-что было восстановлено. Из Москвы, обрадовавшись появлению «правильной» братской страны, стали слать денег. Потом началась перестройка, деньги кончились - и стало не до кхмеров. Вьетнамцам, собственно, тоже (им и самим денег что-то перестали слать) – и они вывели из Камбоджи свои войска.

через пару лет полной независимости, убедившись, что денег русские уже не дадут точно, Камбоджа окончательно перестала быть «народной», и стала просто королевством Камбоджа, зазвав назад на трон того самого короля Сианука, который, некогда, блажил про «буддийский социализм». Кхмеры сначала научились выпрашивать денег у международных гуманитарных организаций, потом из туристов, которым можно показать заброшенный город Ангкор и «музеи геноцида»… то есть аккуратно и красиво сложенные и снабженные английскими надписями черепа своих родителей.

… по-моему, так идеально проведенный генетический эксперимент. Что будет, если у некоторой общности людей уничтожить умных, незлых и образованных?

Ну, видел я теперь результат. Не понравилось…

назад