Поезд Кало-Тази, бирманцы.

 

В Бирме много интересного - и удивительное ощущение оторванности от современности, в стране, которая очень долго была совершенно закрытой - все эти старые машины, стены, живописная разруха и отсутствие того, что понимается сейчас под европейской культурой - на фоне + культуры более древней, застывшей в упадке и равнодушии - и все же живой.

Все это поражает поверхностно (ах, ступы, джунгли и всеобщее косоглазие!), погружает в ощущение нереальности - но, все-таки, самое удивительное и запоминающееся здесь - это бирманцы. Я, честно говоря, немного скучаю по ощущению полного доверия к окружающим, которое возникало там... Наглядным опровержением марксовой теории ("бытие определяет...") жителям одной из бедных стран мира совершенно не свойственны жадность, подлость, и вообще тот вид нервной напряженности, которой подвержены обитатели более обеспеченных мест. Я не склонен преувеличивать благостное влияние традиционности воспитания, вполне себе традиционно воспитанные уроженцы иных мест - удивительные засранцы. Все это странно и удивительно, но дело, похоже, в религии. Кажется, ее тут воспринимают всерьез, и как-то пытаются за время жизни делать побольше хорошего, и избегать плохого. От этой неожиданной догадки, непривыкший к такому обороту наш европейский ум начинает по-началу возмущаться, ища подвоха... А потом успокаивается.

Если не поддаваться излишнему умилению этим фактом, то замечаешь, что многие там не отличаются особой сообразительностью. Что легко объяснить - ездили мы в основном по местам деревенским и провинциальным, со столичными интеллектуалами не встречались - наверное, такие тоже есть.

* * *

но в этот день (на обратном пути из Инле) нам пришлось провести в излишне, пожалуй, близком контакте с бирманцами продолжительное время - в маленьком местном поезде, плетущемся со скоростью километров двадцать по горам...

 

сначала мы долго ждали этот поезд на станции. И он пришел - с опозданием на два часа.

 

 

и, когда он наконец подошел, выяснилось, что нам (с двумя рюкзаками, коляской и младенцем) совершенно непонятно, как в него влезть. Все это огроменное количество коробок и баулов запихивалось в окна, а в дверях возникла толчея из тяжело навьюченной толпы, штурмующей поезд. Никакого желания лезть в это месиво у меня не было, и я, вспомнив опыт советских массовых психозов, решил подождать, пока как-нибудь не устаканится...

 

но, увидев нашу оторопь, нам помогли: замахали из окон, и мы засунули в протянутые руки коляску и рюкзаки, а потом довольно спокойно зашли - обнаружив, что, не смотря на толпу, никакой ругани, толкательства и вообще дарвинизма не замечается...

и - поехали.

вагон, кстати, "первого класса", то есть с местами и высокими спинками сидений (хоть и вот таких вот драных), но в проходах и на подлокотниках все равно сидели. А в соседнем общем вагоне творилось именно то, о чем вы подумали.

... еще у бирманцев есть очень симпатичная черта - при той же, совершенной, что и у остальных народов Юго-Востока и Юга Азии, чуждости (азиаты Ближнего Востока все же более-менее понятны) - они относятся к нам с доверием и вежливой доброжелательностью. То есть, в таком же стеснении среди индусов и китайцев чувствуешь себя неуютно - ощущая свою чужеродность и некоторую завистливую брезгливость окружающих; среди бирманцев - спокойно и уютно даже, и окружающая человеческая масса принимает тебя без напряжения...

... так что первые часа три нам даже нравилось - поезд был очень нетороплив, и иногда останавливался надолго - вокруг сразу же образовывался рыночек.

 

 

* * *

стоит, наверное, упомянуть, что, по мнению более (в собственных, по крайне мере, глазах) развитой части человечества бирманцы страдают под пятой военной диктатуры, из-за чего на страну наложены санкции. В общем-то так оно и есть - страной управляют военные, и большой популярностью они не пользуются... Однако, именно в те года, когда в стране была образцовая западного типа демократия, она едва не исчезла в результате тяжелейшей гражданской войны, остановленной как раз военными. Так что, что лучше бирманцам - страдать от военной диктатуры, или страдать от всеобщей резни (из-за сепаратизма национальных окраин) решать, конечно, не заезжим ненадолго иностранцам, а самим бирманцам... Что, кстати, скоро и произойдет - в ноябре тут ожидаются первые после долгого перерыва выборы.

для объемности картинки стоит заметить, что любые, даже мельчайшие начальники выглядят тут вполне себе чванливыми уродцами. А обычные бирманцы не похожи на запуганных и зажатых...

* * *

 

... поезд медленно пробирался среди долин. горных пиков и туннелей, из окна было видно много всего интересного, но через шесть часов мы устали, и уже в темноте гадали (вырвавшись на невидимую равнину), с надеждой пытаясь увидеть в очередной скупой горстке огней Тази - где назавтра нас ждал еще один поезд, в Янгон.

откуда самолетом - назад в Бангкок, и потом - Калькутта, Индия - пока еще не никак не отслоившаяся от детского книжного представления о ней: слоны, джунгли, Маугли.