Velha Goa (Старый Гоа).

 

даже в Гоа, самом неинтересном штате Индии, есть одно местечко средней любопытности. Оно называется Старый Гоа, или, по-португальски, Goa Velha, где находится то, что осталось от старой столицы португальской колонии Гоа.

Ранняя история Гоа малоинтересна, и ничем не отличается от истории остальной Индии, состоявшей из отдельных княжеств, которые время от времени друг с другом воевали, ну, как в России или Германии - потом появились с севера мусульмане, принесли Слово Пророка и стали жечь индуистские храмы и всех завоевывать. Индусы изо всех сил пытались не завоеваться, но у них не получилось. А потом пришли португальцы, и принесли Слово Божие, а все отстальные слова убрали.

Вообще-то, существованием такой страны, как Индия, индийцы обязаны англичанам, потому что именно те все местное разнообразие угомонили, объединили - и потом ушли. Местными англичанами и стали португальцы, благодаря которым появился единственный более-менее христианский штат Индии.

Христианству местное население обучила Святая Инквизиция, и, поскольку с нею поспорить было сложно, Слово Божие привилось, хоть и при некоторои уменьшении численности населения. Фактически все индуистские храмы и мечети были также уничтожены, и на их месте строились церкви. Или ничего не строилось.

Еще одним способом привития Слова Божия были поощряемые португальцами браки с местными женщинами. Ну, или не браки, а просто так. Благодаря этому местные богачи и прочая элита старшего поколения до сих пор считают за особый шик говорить друг с другом по-португальски, в точности как и во всей остальной Индии высшие касты практикуют говорение на английском с ужасным акцентом.

Интересна, кстати, эта разница между католическими и протестанскими колонизаторами (или, может, романскими и германскими?) - при примерно одинаковом уровне первоначальной жестокости и темпам истребления местного населения (с которым англо-саксы в Америке, например, справились, а в Индии - нет, больно тут много народу жило и живет), протестанты всегда держали дистанцию между собой и покоренными народами, смешиваться с которыми считалось позором, а католики успешно их поглощали, самым простым способом - из-за чего получилась, к примеру, Латинская Америка в нынешнем виде. Примерно так действовали и португальцы, но индийцев было слишком много, а тоскующих без женского участия португальцев маловато - так что тут не получилось.

(у православных колонизаторов был, кстати, третий путь, гораздо более надежный - принимать туземную элиту в состав российского дворянства и лишний раз не трогать местные порядки и религии - но сие выходит за рамки данного лениво в гамаке настукиваемого изследованiя).

Через несколько поколений новокрещенные индийцы в своем восприятии Слова Божиего стали обходиться без помощи Святой Инквизиции, и стали вполне себе католиками, строя свои собственные храмы в странном смешанном стиле - с крестами и похожими на шишки башенками, ставить около домов статуи Богородицы со смуглыми и носатыми лицами и т.п.

(еще один интересный момент у индийских католиков - поскольку индуистские деревни были окрещены в одночасье, то существовавшее в них социальное строение не было нарушено - то есть, в них сохранилась кастовая система! При этом шудры по-прежнему находятся там, где они находятся, вайшвы занимаются земледелием-торговлишкой, кшатрии стали чем-то вроде дворянства, а брахманы становятся священниками, и даже называются похоже, "бамоны". А для низших каст в церквях - отдельные скамейки, чаши для причащения, и отдельные кладбища...

Римский Папа недавно очень ругался по этому поводу на индийских епископов - но епископы отвечали нечленораздельно).

Так вот, Старый Гоа:

кафедральный Собор Bom Jesus (Добрый Иисус)



Старый Гоа был одно время процветающей, хоть в это сейчас сложно поверить, столицей, по численности населения приближающейся к Лиссабону - но веку к 16-му здесь начались эпидемии малярии, видимо, из-за прилежащей реки, много народу перемерло, и столицу решили перенести на десяток километров в сторону, в город Панаджим, где она сейчас и находится - здания бывшей же столицы были разобраны на стройматериалы, и на месте ее теперь деревушка с непонятно откуда возникшими (хотя мы знаем тайну) громадными соборами, которые разобрать, все же, не решились. Тем более что там лежат мощи Франциска Ксаверия, важного португальского святого и крестителя Гоа, и еще какие-то, присланные из Европы, кусочки Франциска Ассизского.

Громадные соборы среди джунглей... На это, конечно, стоит посмотреть.

Насчет посмотреть: сам я там фотографировать ленился, видимо, оттого, что передознулся в свое время Европой, так что все фотки - юлины.

 

некто, видимо св. ФранцискКсаверий обращает индуса.

 

это второй из двух центральных соборов, называющийся как-то непонятно, Se Cathedral. Он недействующий, для посетителей положены помосты для хождения, а dcm остальной пол - это могильные плиты важных португальцев, с надписями на латыни.

 

он же наоборот.

 

очень характерная фигурка, я такие часто видел в Португалии. Они все такие примитивистские и наивные, что ли, очень нравятся.

 

 

вот эта мне больше всего нравится.

 

 

а это тут вроде бы непричем, просто хороший портрет получился. Перед этим он подметал садик - наверное, христианский шудра.

 

бывший дом епископа.

 

интересно, что и тут двуглавые орлы. Впервые я им когда-то удивился в Австрии, а тут еще и Гоа. Почему они тут - не знаю, видимо, являют собой двуединую восточно-западность Гоа, или еще что.

 

, а

ну, а это новые хозяева оставшегося от португальцев наследства.

 

кстати, конец португальской колонии произошел гораздо позже ухода из Индии англичан. Португальцы задержались в Индии аж до 1961-го, если не ошибаюсь, года, и уходить не собирались. Но их и не спросили - сюда пришла индийская армия и всех выгнала, присоединив Гоа к Индии.

поэтому португальцев тут не осталось совсем, никого - в отличие от англичан, которые освободили колонию после долгих переговоров, обусловивших, в том числе, возможность остаться в Индии тем англичанам, кто этого бы захотел (впрочем, таких было немного, в основном, старики, священники и идеалисты), а остальным - хотя бы продать перед отъездом свое имущество.

португальцам повезло меньше.