даже в Гоа, самом неинтересном штате Индии, есть одно местечко средней любопытности. Оно называется Старый Гоа, или, по-португальски, Goa Velha, где находится то, что осталось от старой столицы португальской колонии Гоа.
Ранняя история Гоа малоинтересна, и ничем не отличается от истории остальной Индии, состоявшей из отдельных княжеств, которые время от времени друг с другом воевали, ну, как в России или Германии - потом появились с севера мусульмане, принесли Слово Пророка и стали жечь индуистские храмы и всех завоевывать. Индусы изо всех сил пытались не завоеваться, но у них не получилось. А потом пришли португальцы, и принесли Слово Божие, а все отстальные слова убрали.
Вообще-то, существованием такой страны, как Индия, индийцы обязаны англичанам, потому что именно те все местное разнообразие угомонили, объединили - и потом ушли. Местными англичанами и стали португальцы, благодаря которым появился единственный более-менее христианский штат Индии.
Христианству местное население обучила Святая Инквизиция, и, поскольку с нею
поспорить было сложно, Слово Божие привилось, хоть и при некоторои уменьшении
численности населения. Фактически все индуистские храмы и мечети были также
уничтожены, и на их месте строились церкви. Или ничего не строилось.
Еще одним способом привития Слова Божия были поощряемые португальцами браки
с местными женщинами. Ну, или не браки, а просто так. Благодаря этому местные
богачи и прочая элита старшего поколения до сих пор считают за особый шик говорить
друг с другом по-португальски, в точности как и во всей остальной Индии высшие
касты практикуют говорение на английском с ужасным акцентом.
Интересна, кстати, эта разница между католическими и протестанскими колонизаторами
(или, может, романскими и германскими?) - при примерно одинаковом уровне первоначальной
жестокости и темпам истребления местного населения (с которым англо-саксы в
Америке, например, справились, а в Индии - нет, больно тут много народу жило
и живет), протестанты всегда держали дистанцию между собой и покоренными народами,
смешиваться с которыми считалось позором, а католики успешно их поглощали, самым
простым способом - из-за чего получилась, к примеру, Латинская Америка в нынешнем
виде. Примерно так действовали и португальцы, но индийцев было слишком много,
а тоскующих без женского участия португальцев маловато - так что тут не получилось.
(у православных колонизаторов был, кстати, третий путь, гораздо более надежный
- принимать туземную элиту в состав российского дворянства и лишний раз не трогать
местные порядки и религии - но сие выходит за рамки данного лениво в гамаке
настукиваемого изследованiя).
Через несколько поколений новокрещенные индийцы в своем восприятии Слова Божиего
стали обходиться без помощи Святой Инквизиции, и стали вполне себе католиками,
строя свои собственные храмы в странном смешанном стиле - с крестами и похожими
на шишки башенками, ставить около домов статуи Богородицы со смуглыми и носатыми
лицами и т.п.
(еще один интересный момент у индийских католиков - поскольку индуистские деревни
были окрещены в одночасье, то существовавшее в них социальное строение не было
нарушено - то есть, в них сохранилась кастовая система! При этом шудры по-прежнему
находятся там, где они находятся, вайшвы занимаются земледелием-торговлишкой,
кшатрии стали чем-то вроде дворянства, а брахманы становятся священниками, и
даже называются похоже, "бамоны". А для низших каст в церквях - отдельные
скамейки, чаши для причащения, и отдельные кладбища...
Римский Папа недавно очень ругался по этому поводу на индийских епископов -
но епископы отвечали нечленораздельно).
Так вот, Старый Гоа:
кафедральный Собор Bom Jesus (Добрый Иисус)
Старый Гоа был одно время процветающей, хоть в это сейчас сложно поверить, столицей,
по численности населения приближающейся к Лиссабону - но веку к 16-му здесь
начались эпидемии малярии, видимо, из-за прилежащей реки, много народу перемерло,
и столицу решили перенести на десяток километров в сторону, в город Панаджим,
где она сейчас и находится - здания бывшей же столицы были разобраны на стройматериалы,
и на месте ее теперь деревушка с непонятно откуда возникшими (хотя мы знаем
тайну) громадными соборами, которые разобрать, все же, не решились. Тем более
что там лежат мощи Франциска Ксаверия, важного португальского святого и крестителя
Гоа, и еще какие-то, присланные из Европы, кусочки Франциска Ассизского.
Громадные соборы среди джунглей... На это, конечно, стоит посмотреть.
Насчет посмотреть: сам я там фотографировать ленился, видимо, оттого, что передознулся
в свое время Европой, так что все фотки - юлины.
некто, видимо св. ФранцискКсаверий обращает индуса.
это второй из двух центральных соборов, называющийся как-то непонятно, Se Cathedral. Он недействующий, для посетителей положены помосты для хождения, а dcm остальной пол - это могильные плиты важных португальцев, с надписями на латыни.
он же наоборот.
очень характерная фигурка, я такие часто видел в Португалии. Они все такие примитивистские и наивные, что ли, очень нравятся.
вот эта мне больше всего нравится.
а это тут вроде бы непричем, просто хороший портрет получился. Перед этим он подметал садик - наверное, христианский шудра.
бывший дом епископа.
интересно, что и тут двуглавые орлы. Впервые я им когда-то удивился в Австрии, а тут еще и Гоа. Почему они тут - не знаю, видимо, являют собой двуединую восточно-западность Гоа, или еще что.
, а
ну, а это новые хозяева оставшегося от португальцев наследства.
кстати, конец португальской колонии произошел гораздо позже ухода из Индии англичан. Португальцы задержались в Индии аж до 1961-го, если не ошибаюсь, года, и уходить не собирались. Но их и не спросили - сюда пришла индийская армия и всех выгнала, присоединив Гоа к Индии.
поэтому португальцев тут не осталось совсем, никого - в отличие от англичан, которые освободили колонию после долгих переговоров, обусловивших, в том числе, возможность остаться в Индии тем англичанам, кто этого бы захотел (впрочем, таких было немного, в основном, старики, священники и идеалисты), а остальным - хотя бы продать перед отъездом свое имущество.
португальцам повезло меньше.