Quberon - Quimper - le Faou

один день прошел, осталось еще два. А нам по-прежнему надо отыскать Бретань.

и мы снова несемся на север, где, говорят, дикий берег, скалы, рыбацкие деревушки и настоящие злобные бретонцы. Не очень-то верится, но попробуем.

по дороге сдуру заезжаем в Кемпер, столицу департамента Финистер - серые атлантические дома с черными крышами... машины и светофоры...

и тратим полтора часа, чтобы выбраться из него пешком назад, на шоссе

. . .

кстати, Бретань - это место во Франции, где живут кельты - бретонцы. Кельты - это такая древняя европейская народность, населявшая все Британские острова, запад Франции (Бретань), север Испании (Галисию) и что-то там еще в Италии и Африке даже, по моему. Говорят, что и в Турции, но, кажется, врут. Кельты очень любили воевать. Вследствие того, единственным кельтским государством (да и то на две-трети и после нескольких веков под англичанами) осталась Ирландия. Еще кельты любят выпить, отличаются плохим, вспыльчивым характером и любят драться. Может, поэтому нам так легко сойтись с ирландцами, единственными западноевропейцами, понимающими русские шутки (не пугающимися: "ой, какой ужас, это совсем не смешно, это такая серьезная проблема!").

и еще - кельты создали такую свою национальную сказочку, очень симпатичную, которой кормилось и кормятся много всяких толкиенов...

. . .

струи дождя, разъезжающиеся по лобовому стеклу - мы мчимся к Бресту.

я сижу на переднем сиденье - значит, струи хлещут (хлестали бы) прямо в меня - и пытаюсь не думать о том, что через полчаса между нами и этим дождем стекла не будет - что я болен - и мы вообще не понимаем, куда едем.

зато сейчас все хорошо - тепло и сухо. Блаженство в вытянувшемся, сохнущем, освободившемся теле.

достав карту, мы рассматриваем обведенный карандашом мыс южнее Бреста - Pointe de Penhir, который отметила для нас Лена. Вроде, она говорила про это место хорошее, что-то про птиц - да, там много птиц, точно.

* * *

Le Faou - Crozon

на узкой дороге, в деревне, под редким пока, но садистски медленно усиливающимся дождем. Первые холодные дорожки за шиворот, тяжелеющие от влаги плечи...

. . .

парнишка, оказавшийся моряком со здешней военно-морской базы, везет нас вглубь полуострова, рассказывая, что прямо жуть военным морякам Французской Республики - некуда сходить в этой глуши, ближайшая дискотека в Бресте, или вон, Кемпере, merde...

. . .

Crozon - Pointe de Penhir

из-за поворота выруливает такой, в бородище и дредах, можно детям показывать - вот не будете слушаться папу-маму и кушать наркотики - станете как дядя - резко останавливается (я не успеваю поднять руку) - оказывается, что ему в другую сторону - но приятно все-таки...

. . .

мы идем пешком. в сторону моря, вдоль дороги, очень смутно представляя, куда - где это море? - это ж полуостров, море должно быть везде?

узкое шоссе, пригородные склады и мастерские - и дождь, конечно же.

жопа, короче.

самое время явиться ангелу.

наша разновидность ангелов явилась на разболтанной машине типа непонятно-ваще-как-я-еду, остановилась на узкой дороге без обочины, хотя это было опасно - и звалась по-русски, Леной.

уже вторая машина, выскочившая сзади и чуть не врезавшаяся в нас, возмущенно гудит - водитель крутит пальцем у виска - чтоб пропустить меня, Лена выходит (дверь с той стороны не работает - я запихиваю рюкзаки назад, завалив Юлю - и прыгаю внутрь...

в сразу появившееся чувство, что здесь все свои и сейчас все будет спокойно и хорошо.

"Ну, и куда вы такие?"

"Мы... не знаю. Мы хотим найти место у океана, чтобы без людей, без полиции и красиво, у нас нет палатки, но есть тент, а еще мы забыли взять воды"

(искоса разглядывая - девчонку лет двадцати пяти, с широким, спокойным, улыбчивым лицом, без раздумий, не разглядев, остановившуюся непонятно для кого - просто и небрежно одетую, в резиновых шлепанцах - и, кажется, везущую нас к океану).

"Ого", смеется она. "Ну что ж. Я не тороплюсь"

до мыса Пенир оказывается совсем недалеко - на машине минут десять.

проехав Крозон, выехав на широкие, раскинувшиеся во все океанские, атлантические стороны вересковые пустоши - головокружительные пустоши, в которых нет ничего от человека

обрывающиеся белыми скалами

и океаном.

"Вы, кажется, хотели, чтоб было красиво? Хотите вылезти - посмотреть?"

морской ветер сильно треплет рукава вельветовой энкантадской куртки, капли дождя... нет, дождя больше нет.

* * *

Pointe de Penhir. Бретань.

"Нравится? Хотите где-нибудь здесь?"

"Нравится", и я показываю на несколько пещер внизу, в скалах. "как ты думаешь, может - туда?"

"Э, осторожно! Это океан. Знаешь, какие тут приливы? Эти пещеры может затопить, и вы проснетесь такие - по колено в воде..."

"Тогда, может?... И еще у нас воды нет... Извини, мы и так отняли у тебя много времени", включаю я французскую вежливость.

"Да ладно, поехали"

. . .

"Кстати, а ты? Ты-то что тут делаешь?"

"Я? Я работаю с людьми в тяжелом положении (les gens en situation difficile). Тут у нас неподалеку летний лагерь для беспризорников... осенний лагерь уже..."

"Ну, так мы, получается - часть твоей работы?"

"Ну, типа", смеется Лена. Она вообще почти всегда смеется, когда говорит. А когда молчит - тоже очень... уютно.

. . .

медленно, вдоль побережья - мы отъезжаем недалеко. До отдельного, стоящего на прибрежных скалах, старого домика - в котором кафе. Я вылезаю из машины с пустыми бутылками в руках и не успеваю даже спросить, как хозяин протягивает руку: "Вам - воды, мсье?". И, вроде - или показалось? - подмигивает.

теперь у нас две полные бутылки воды - нормально, будет чай, и еда - а неподалеку, тут же - поднимающиеся над океаном долгие пустоши с подходящими укромными древесными рощами.

рюкзаки вытащены из машины

"Bon, allors..."

да ну их, эти сто-пятьдесят-тыщ-триста-сорок-восемь французских условностей, эти квелые поцелуи при встрече и на прощанье, троекратно, нет, зависит от региона, иногда четыре и важно не спутать (chez nous - quatre!), даже не поцелуи, а ритуальные полукасания щеки щекой, обязательные как пионерский галстук, если кто помнит что это такое

я просто обнимаю Лену на прощанье и говорю:

"Эй, Лена! - Merci."

дождь совсем перестал.

* * *

и вновь начался в середине ночи, безопасно стуча по растянутому среди веток тенту, уютный даже такой дождь - il pleut toujours en Bretagne - в Бретани всегда дождь

по тенту, растянутому среди деревьев, в рощице посреди бретонских пустошей, такой как надо рощице, никто сюда не сунется и не помешает - и в середине спутанных деревьев - дубков и буков - даже такая уютная берлога-полянка.

выспавшись, выздоровев, разведя из валяющихся под ногами веток костерок - чай, суп из пакетика.

мы выбрались наружу - в Бретань.

Продолжение