а еще в Ньяунгшве оказалось удивительное количество монастырей и храмов. Здесь когда-то была резиденция местных шанских князей, последний из которых стал даже ненадолго президентом независимой Бирмы - за что попал в тюрьму, где и умер.

кроме "живых" монастырей есть еще и развалины, ну вон как на фото наверху. Мы конечно полезли по этой тропинке наверх на вершину холма - и только потом, увидев старую кирпичную кладку, поняли, что это тоже храм, засыпанный землей... И на всякий случай спустились побыстрей вниз, а то мало ли.

через пару дней мы решили, что хочется уже полазать хорошенько по окрестностям, и взяли на прокат велики. Ну, и поехали наугад по дороге -

которая через полчаса привела нас к такому вот маленькому монастырю - позже, я прочитал, что он так и называется "монастырь с овальными окнами". В этом здании находится что-то вроде нашей приходской школы: временно монашествующие мальчики сидят и хором твердят мантры - а иногда и отвлекаются чтобы поглазеть на заехавших в монастырский двор инопланетян:

 

все-таки к монастырям и храмам тут совсем другое отношение чем у нас: без лишней формальной почтительности, монастыри это просто часть жизни - настолько свое, что можно к монастырской стенке привесить гамак, или в футболян во дворе, или поставить скамейку в тени, как эти вон женщины...

 

старый учитель, вышедший во двор отдохнуть:

но потом нам пришлось спасться - потому что во двор набежало критическое количество теток, принявшееся умиляться и цапать Т.М. Шараева за щеки. Но велосипеда им не догнать!

* * *

 

монастыри бывают не только такие, с кучей монахов, учениками и всякой деятельностью. Многие из них в полуразваленном состоянии и почти пустые. Говорят, упадок наступил после введения системы светского образования - раньше, школы были только в монастырях....

На такой полузаброшенный монастырь мы набрели случайно, благодаря нашей возросшей велосипедной мобильности - посреди рисового поля, куда мы заехали, свернув рассмотреть красивую развалину ступы. За развалиной оказалась еще одна, целая и беленая, за ней - старое, темного тикового дерева здание монастыря.

монастырь мы разглядывали издалека, несколько робея - но оттуда вышел к нам навстречу очень подвижный, бодрый такой, и очень старый монах, засверкал зубами, замахал руками, за-издавал приближенные к английским звуки, и зазвал нас внутрь, в гости...

звали его мистер Ухо. То есть я не помню, как его звали на самом деле, но по-бирмански это означало Ухо. О чем он мне хихикая рассказал, протягивая свою визитную карточку. И тут уж я с трудом смог удержаться от смеха - представьте, визитная карточка монаха!

А там так и было написано.

Мистер Ухо (ну, по-бирмански)
монах.
монастырь такой-то
Ньяунг-Шве, южный Штат Шан, Мьянма

карточку я позже куда-то выбросил, а жаль. А то б была у меня визитка монаха. Было б круто.

в монастыре жило всего двое - мистер Ухо и его ученик - как нетрудно догадаться, единственная рабочая сила. Ученик был лицом приятен, но скромен и потому лишь молча улыбался. А может, по-английски просто не говорил. А может, просто устал от хозяйственных работ.

Зато у мистера Ухо было о чем рассказать. Он вообще поразил меня фантастическим уровнем засевших в его голове сведений о России, которые она сразу начал выдавать. Он перечислил всех советских правителей (хоть я его об этом, собственно, не просил), после Сталина - включая Маленкова, про которого я б и сам вспомнил бы далеко не сразу. Он знал Калашникова, Туполева, и что Хрущев любил кукурузу, а еще Гагарина и Валентину Терешкову. А еще, что у русских есть супер-самолет "Эм-Ай-Джи", в котором я через пару минут недоуменной тупости распознал "Миг". Горбачев - перестройка - Ельцин. Москва - Новосибирск - Новгород - Владивисток. Очень холодно.

ничего особенного, конечно, но, учитывая, что все происходило в раздолбанном монастыре в бирманском захолустье и в исполненьи старого монаха...

"В общем - ну мы пошли, короче!"

... в Индии нас бы наверное попросили бы на прощанье кучу денег за проведенную экскурсию, ну им вообще просто так. Но Бирма - это вам не Индия уродская какая-то.

* * *

на следующее утро мы решили поехать по грунтовке, проходившей мимо окон нашего бунгало - и куда-то в сторону гор - мимо полей и хижин и вообще полнейшего пленэра.

вот по этой собственно.

такие вот картинки обрамляли наш путь. Разочек мы остановились посидеть и посмотреть. Утки копошились в воде. Младенец сосредоточенно ковырял палкой камень, а мы обменивались насыщенными смыслом репликами типа "Ух ты!"

 

а еще по пути нам встретилось стадо водяных буйволов, которых пасли деревенские мальчишки, сидевшие на берегу с кастриком и что-то на нем жарившие. Буйволы оказались очень смешными и похожими на гигантских собак. А собак я люблю.

 

 

 

в меру энергичное велосипедирование привело нас к подножью невысоких гор, где мы и остановились, потому что дальше дорога пошла ощутимо вверх.

около дороги рос такой симпатичный лесок, непохожий на непролазные джунгли Юго-Восточной Азии - чистый, светлый, и состоящий из крупных ветвистых деревьев - напомнивший Индию из книжек. До Индии было и впрямь недалеко... И я еще не знал, что для аутентичности индийского леса тут не хватает разбросанного повсюду мусора.

так мы и сидели, пока вдали на дороге не запылило, и не показалось то самое стадо водяных буйволов, с детьми-пастухами на спинах.

и кинематографичненько так (и любопытно оглядываясь на нас) прошли мимо - и дальше.

==============================================================================================================

не влезшие никуда фотки:

сумковый ряд на рынке.

 

и вот эта вот, которая очень мне нравится, хоть и непонятно чем. Это чайная, где я остановился на чашку чай, присел за уличный столик, а потом обернулся и посмотрел внутрь.

 

Продолжение